Сайт создан в системе uCoz

Совокупный спрос и мультипликатор

     Словно брошенный в воду камень, каждое действие в экономике порождает вокруг себя волны, которые распространяются далеко по всему экономическому пространству. Когда Дисней строил свой новый парк - то есть осуществлял инвестиции - это создавало рабочие места для тысяч строителей, которые на полученную зарплату смогли купить такие товары, как новые автомобили, видеомагнитофоны или пакетики кукурузных хлопьев. Когда федеральное правительство сокращает расходы на постройку реактивных истребителей, то десяткам тысяч работников аэрокосмической промышленности приходится туже затягивать пояса и, урезав свои расходы, отправляться на поиски новой работы. Когда "Боинг" выполняет крупный заказ на поставку самолетов для иностранной авиакомпании, это приносит миллионы долларов прибыли в карманы акционеров, которые, покупая на эти деньги новые дома, автомобили, или вкладывая их в производство, стимулируют дальнейший рост отечественной экономики.

За всеми этими примерами экономической деятельности кроется одна из главных макроэкономических закономерностей: увеличение или уменьшение инвестиций, государственных расходов или сальдо внешнеторгового баланса, т.е. любое изменение совокупного спроса оказывает мощное воздействие на объемы производства, занятости и уровень цен. До тридцатых годов нашего века экономисты и политики, которые совместными усилиями пытались найти решение проблем депрессии и инфляции, не знали о существовании этой зависимости. Однако, благодаря вкладу Кейнса и работавших после него экономистов, люди значительно приблизились к пониманию причин циклических спадов и оживлений экономической активности и тех мер, которые необходимо предпринимать в том или ином случае.

Предложенный Кейнсом принципиальный подход к анализу экономики за прошедшие 60 лет претерпел значительные изменения и дополнения, но и по сей день теория совокупного спроса остается наилучшим учением, с помощью которого экономисты пытаются понять деловые циклы.

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОВОКУПНОГО СПРОСА

Совокупный спрос (AD) - это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях. Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на потребление, частные внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт во всех секторах экономики. Он складывается из четырех составляющих.

Как совокупный спрос влияет на объем производства

1.Потребление.Объем потребления (С), в первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса сосредоточен,в основном, на факторах реального потребления. (то есть номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс уровня цен).

2.Инвестиции. Инвестиции (I), или капиталовложения, включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования, а также накопление запасов.Объем инвестиций определяется, главным образом, определяется уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.

3.Государственные закупки.Третьей составляющей совокупного спроса являются государственные закупки товаров и услуг (G): к ним относятся такие операции, как покупка правительством танков или дорожно-строительного оборудования, финансирование судебной системы или государственных школ. В отличие от потребления и инвестиций, эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением. Отметим, что когда Пентагон покупает новый истребитель, это является чистой прибавкой к ВВП.

4.Чистый экспорт.Последней составляющей совокупного спроса является чистый экспорт (X), который равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.

Составляющие совокупного спроса

Рис.24-2.Совокупный спрос (линия AD) разложен на четыре составляющие. Для некоторого уровня цен Р мы можем выявить соответствующие значения желаемых объемов потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта, которые в сумме составляют совокупный спрос или совокупные расходы в размере Q.

Линия совокупного спроса отличается от своей микроэкономической родственницы тем, что первая из них характеризует последствия изменения уровня цен и выпуска в экономике в целом, тогда как линия спроса в микроэкономике показывает зависимость объема спроса от цены для отдельного товара. Кроме того, линия совокупного спроса имеет отрицательный наклон по причине эффекта предложения денег, тогда как в основе отрицательного наклона линии спроса в микроэкономике лежит эффект замещения между товарами при неизменных доходе и прочих ценах.

ПРОСТЕЙШАЯ МОДЕЛЬ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

Когда экономисты пытаются разобраться в том, почему значительное увеличение военных расходов в военное время приводит к быстрому росту ВВП, или в том, почему предпринятое в США в 1980-е гг. сокращение налогов вызвало самое значительное за все послевоенное время оживление экономической активности, или почему вслед за сокращением военных расходов, которое происходит в настоящее время благодаря окончанию холодной войны, в экономике Калифорнии случился глубокий застои,-по любому подобному вопросу экономисты обращаются к модели мультипликатора.

Что же представляет собой модель мультипликатора? Это макроэкономическая теория, которая используется для объяснения того, как определяется объем выпуска в коротком периоде. Слово "мультипликатор" появилось благодаря тому, что с помощью этой модели была обнаружена интересная закономерность: увеличение расходов (например, инвестиций) на 1 доллар приводит к увеличению ВВП больше, чем на 1 доллар. Эта модель показывает, как прирост инвестиций, государственных расходов или налогов, изменение сальдо торгового баланса влияют на объем производства и занятость в экономике с недоиспользованием ресурсов.

Начиная изучение теории мультипликатора, обратите внимание на то, что эта теория не является альтернативой модели графика AS-AD. Напротив, описывая взаимодействие потребления, инвестиций и других переменных, модель мультипликатора позволяет объяснить, как определяется и как меняется совокупный спрос. В основе модели мультипликатора лежит предположение о том, что цены и ставки заработной платы являются заданными в коротком периоде, то есть постоянными, вследствие чего адаптация экономики к шокам или действиям экономической политики происходит только за счет объема производства и занятости. Допущение о постоянных ценах и ставках зарплаты значительно упрощает процедуру анализа и выглядит вполне уместным при изучении короткого периода. Однако, в целях долгосрочного анализа цены и ставки зарплаты все же будет необходимо принять в качестве переменных, поскольку изменения совокупного спроса, потенциального объема выпуска и издержек производства, которые имеют место по условиям длительного периода, в той или иной степени сопровождаются реакцией с их стороны.

Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства.

Допустим, например, что инвестиции возросли на 100 млн. долл. Если, благодаря этому, совокупный объем производства увеличится на 300 млн. долл., то говорят, что в данной экономике мультипликатор равен З. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение выпуска составило бы 400 млн. долл., то мультипликатор был бы равен 4.

Общие расходы-реальный ВВП

Уровень цен-реальный ВВП

Рис. 24-8. Модель мультипликатора и теория AS-AD.

Модель мультипликатора позволяет объяснить процесс установления равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Эффект мультипликатора действует в обоих направлениях, умножая как рост, так и падение инвестиций. Простой мультипликатор равен обратной величине предельной склонности к сбережению 1/MPS, что также равно 1/(1 -МРС). Этот факт объясняется тем, что для увеличения сбережений на 1 доллар доход непременно должен увеличиться больше, чем на доллар.

Что такое макроэкономика? ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ Совокупный спрос и мультипликатор Деньги и банковская система